Наша победа в первом конкурсе Президентских Грантов 2023 года с проектом «Нотно-музыкальные издания учебного цикла, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля»
Главная цель проекта — обеспечить незрячих и слабовидящих людей нотной литературой, выполненной рельефно- точечным шрифтом Брайля для осуществления музыкального образовательного процесса и стимулирования интереса к изучению нотной грамоты, а также дальнейшего развития музыкальных способностей инвалидов по зрению. В задачах проекта — выпуск востребованных и необходимых для получения полноценного музыкального образования учебных пособий для обучения нотной грамоте, выполненных рельефно- точечным шрифтом Брайля:
- Т.Л. Шустова. Нотная грамота: пособие для начинающих незрячих музыкантов (с плоскопечатным дублированием);
- П. Драгомиров. Учебник сольфеджио;
- Н.С. Качалина. Сольфеджио. Вып.1. Одноголосие: учебное пособие для студентов музыкальных вузов;
- И.С. Бах. Маленькие прелюдии и фуги для фортепиано, редакция Н. Кувшинникова, вступительная статья Н. Копчевского.
На сегодняшний день в России работают десятки специальных учебных заведений среднего и высшего образования (музыкальные школы, колледжи, институты), где обучаются тысячи незрячих музыкантов. Также многие профильные учебные заведения предоставляют слепым и слабовидящим учащимся и студентам инклюзивное образование.
При работе с незрячими учащимся нельзя опираться только на слуховые ощущения, так как на начальном этапе обучения музыкальный слух недостаточно развит (он развивается в процессе обучения). Обучение незрячих музыкантов предполагает знание нотной системы Брайля, которая существует в виде рельефно — точечного шрифта.
Знакомясь с нотами, слепой музыкант может осмысленно и профессионально подойти к работе над музыкальным произведением, проанализировать ход мыслей композитора, а не просто механически заучить ту или другую пьесу. Если в детском возрасте юные незрячие музыканты не освоили нотную грамоту, то это может существенно осложнить или даже сделать невозможным дальнейшее обучение в профильных высших и средних специальных учебных заведениях.
Много незрячих детей, которые занимаются для себя, развивая себя и свои способности, может быть, чуть более скоромные. Но это не значит, что таким детям не надо получать музыкальное образование, задача и гордость их обучить! Более того, когда ребенок не очень способен к музыке и имеет проблемы с физическим развитием, за несколько лет занятий он меняется: у него улучшается координация, ребенок становится увереннее, смелее, потому что ему приходится выступать перед публикой. Это приучает держать себя в руках и настраиваться на определенное поведение. Дети, которые учатся музыке, более продвинутые и разносторонние. Именно музыка раскрывает мир общения, становится средством социальной адаптации. Слепые дети, получившие музыкальное образование, отличаются от других выпускников школы-интерната для слепых и слабовидящих общительностью, большей развитостью. Они более социально приспособлены.
Проект «Нотно-музыкальные издания учебного цикла, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля» направлен на улучшение доступности музыкального образования и удовлетворение потребности в учебной литературе нотно-музыкальной тематики для инвалидов по зрению. Это улучшает взаимодействие между незрячими и зрячими участниками процесса обучения и делает его максимально информативным и удобным для всех.
Все нотно-музыкальные издания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля, соответствуют Государственным стандартам РФ в сфере книгопечатания шрифтом Брайля. Более 140 специализированных образовательных и культурно-просветительских учреждений (специальные библиотеки, колледжи, институты) в 60 регионах России получат рассылку нотно-музыкальной литературы, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и смогут обеспечить полноценную возможность тысячам инвалидов по зрению облегчить процесс обучения, получить или повысить свой уровень музыкального образования.
Нам есть чем гордиться. Впрочем, главное впереди — выполнить проект на самом высоком уровне, так, чтобы его результаты были заметны и реально повлияли на решение заявленной проблемы. Чтобы этими результатами можно было гордиться намного больше, чем победой в конкурсе.